Определение инстинктов социального поведения

Биосоциальный характер инстинктов,

Определение инстинктов социального поведения.

Определение инстинктов:

Инстинкт - наследственная предрасположенность к восприятию определенных объектов внутреннего и внешнего мира, способность испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии такого объекта и производить соответственные акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним.

Виды сложных инстинктивных процессов:

1. Инстинктивные реакции, допускаемые и восприятием стимульных объектов и представлением о них.

2. Реакции, которые могут видоизменяться и усложняться.

3. Сложные представления, возникающие одновременно, когда несколько процессов переплетаются один с другим (страх и любовь, слезы и смех).

4. Инстинктивные стремления, группирующиеся около некоторых объектов или представлений о них.

Инстинкты – первопричина человеческого действия.

Группы инстинктов:

I. Инстинкты, способствующие самосохранению отдельного индивида. Продолжения первичных эмоций:

1. инстинкт бегства и эмоция страха;

2. инстинкт отталкивания и эмоция отвращения;

3. инстинкт любопытства и эмоция удивления;

4. инстинкт драчливости и эмоция гнева;

5. инстинкт самоунижения или самоуверенности и эмоция отрицательное или положительное самочувствие.

II. Инстинкты, направленные на сохранение рода, вида, то есть социальные инстинкты:

1. родительский инстинкт;

2. половой инстинкт (инстинкт воспроизводства рода) – связан с родительским инстинктом, включает в себя ревность;

3. стадный инстинкт.

III. Социальные инстинкты, свойственные только человеку, но не имеющие особо важного значения:

1. инстинкт приобретения;

2. инстинкт строительства.

IV. Прирожденные тенденции, имеющие большое значение для социальной жизни. Они обладают общим характером, но не имеют постоянного ядра возбудителя. Псевдоинстинкты.

1. симпатия – совместное переживание эмоций с другим существом;

2. внушение – процесс усвоения переданной мысли при отсутствии логического основания для понимания этой мысли (один плачет – все плачут);

3. подражание: проходит по механизму симпатии или механизму идеомоторных реакций, основывающихся на том, что идея стремится перейти в действие, или по механизму социального подражания.

Иначе говоря, инстинкт – способность действовать целесообразно, но без сознательного видения цели и без предварительной выучки производить данное действие (т.е. импульсивно). Это импульс.

Человек, в отличие от животного, может осознавать свое поведение.

Дополнения к лекции:

Зачатки представлений об инстинкте можно усмотреть в учении Аристотеля о душе, предполагавшем существование некой "животной души", обеспечивавшей психические функции животных. Термин инстинкт (лат. instinctus, др.-греч. ὁρμή) появился у философов-стоиков. Значительный прорыв в понимании сущности инстинкта был связан с возникновением первых эволюционных учений. Первое эволюционное учение было разработано Жаном Батистом Ламарком. Согласно учению Ламарка, эволюция происходит под действием окружающей среды, опосредованной поведением. Ламарк считал психику неразрывно связанной с нервной системой.

Первым психологом, включившем инстинкт в психологическую теорию, был Зигмунд Фрейд. Он считал, что инстинкты служат источником энергии для подсознательного и проявляются в виде желаний. Согласно представлениям Фрейда, всем живым организмам свойственны противоположно направленные стремления к саморазрушению и самосохранению. Стремление к агрессии и разрушению определяется инстинктами смерти (танатос), половое влечение, самосохранение, любовь определяются инстинктами жизни (эрос).

Согласно гормической психологии источником мотивации была особая нематериальная сила «горме», проявляющаяся в виде инстинктов. Концепция «горме» была разработана американским психологом Уильямом Мак-Дугаллом. Он же разработал собственную классификацию инстинктов (первые две группы перечисленных в лекции инстинктов).

Теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871-1938). Он полагал, что деятельность сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала.Выражением инстинктов являются эмоции (например, инстинкту борьбы соответствует гнев и страх). Из инстинктов выводились и все социальные процессы. Именно это положение сыграло в истории науки отрицательную роль.

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию целевой или гормической (от греческого слова «гормэ» - стремление, желание, порыв). Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Биосоциальный характер инстинктов.

Герин: все инстинкты биосоциальны, человек неотделим от людей.

Инстинкты.

Номер группы инстинктов. Название. Характеристика содержания инстинкта.
Существовать Есть, пить, дышать, сохранять жизнь, иметь кров, искать комфорта, приятных ощущений, отдыхать, быть счастливым
Расти Физически, духовно, интеллектуально становиться сильнее, расширять свои владения, увеличивать имущество, доходы, увлечения, заводить семью, растить детей, добиваться собственной неповторимости, воспитывать
Утверждаться Занять свое место под солнцем, быть заметным, уважаемым, достигать чина, возвышаться над более слабыми, соревноваться с более сильными, обладать чувством собственного достоинства 0 8 10
Защищаться Не допускать вторжения других в свою жизнь, собственную личность, оберегать свое племя, родину, веру, свободу, защищать их секреты любой ценой, вплоть до собственной жизни, избегать ударов судьбы, природы и людей
Взаимодействовать Соединять свою жизнь с другими, создавать группы единомышленников, партнеров, вступать с ними в связь, диалог, делиться знаниями и опытом, привязываться к ним эмоционально, делиться радостями и горестями, быть патриотом, сохранять верность идеалу и добру, жертвовать собой ради других

Дополнение к лекциям:

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек - единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего.

Но человек - это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнее было бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное, то есть через понятие, отражающее двойственность его природы - диалектическое единство и борьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир и любовь, а с другой - за разрушительные последствия - преступления, убийства, войны и др.

Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом, и выражаются на современном этапе его исторического развития, прежде всего в инстинкте размножения и сохранения потомства, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития и другое. Поскольку все биологическое в нем становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется в течение ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей и формирует социальное поведение, безусловно, отражающееся на формировании правового мышления.

Человек — существо биосоциальное, ему присущи как биологические, так и социальные качества. Биологическое и социальное в человеке реализуется через его поведение, деятельность, культуру и др. Человек не только творит культуру, но и сам творим ею. Эта неоспоримая диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке и делает его самой сложной из всех существующих в мире живых систем.

Таким образом, человек - существо биосоциальное, поэтому общественные инстинкты заложены в генетической природе человека, естественным состоянием которого является жизнь в сообществах. Естественный отбор, борьба за выживание являлись основными причинами организации и регулированию в обществе. В обществах поддерживаются определенный порядок и распределение труда с помощью таких регулирующих систем, как иерархия или система «вожак-ведомые». Размеры жизненного пространства, занимаемого обществом регулируются с помощью территориальности. Возможно, что человек, подобно животным, проявляет территориализм, стремление к лидерству и склонность приспосабливаться к роли ведущего или ведомого. Если эти свойства у животных в некоторой степени инстинктивны, в той же мере, они, вероятно, инстинктивны и у человека и коренятся в его далеком эволюционном прошлом.

Виды агрессии,


2674862320931192.html
2674906995102774.html
    PR.RU™